Зима – не самое приветливое время для съемки на улице, но только в эту пору можно сделать уникальные, завораживающие фотографии. Причем, для этого не обязательно ехать в Альпы. О том, как снимать на морозе и обезопасить свою технику, вы можете почитать в нашей предыдущей статье – «Что нужно помнить, снимая зимой». А в этой – мы подскажем, что фотографировать и какие бывают особенности съемки в зимнее время.
Экспозиция
Почему снег получается на фотографиях серым? Дело в том, что сенсор камеры уступает нашему зрению по чувствительности и динамическом диапазону – автоматика считает снег слишком ярким и затемняет всю композицию. Это можно исправить компенсацией экспозиции в плюс. Обычно достаточно +0.7 - +1.3 шага, если погода пасмурная и +0.3 - +0.7 – когда солнечно. Если ваша камера не поддерживает экспокоррекцию или вы просто не хотите заморачиваться – ставьте сценический режим «Снег», который подскажет автоматике более подходящие настройки.Иногда нужно, наоборот, сделать акцент на тенях или сверкающих снежинках. В таком случае экспокоррекция делается в обратную сторону – в минус.
Баланс белого
При съемке в солнечный день снег на фото иногда выглядит синеватым. Объяснение этому довольно простое – снежный покров отражает синее безоблачное небо. Наш мозг подстраивает цветовой баланс, поэтому для нас белое остается белым. Автоматика камеры также способна делать цветокоррекцию, но иногда ошибается, так как не знает, что нам нужно – то, что есть в действительности или то, что мы хотели бы видеть.
Баланс белого «Авто» и «Ручной»
Самый простой метод помочь камере настроить правильный баланс цветов – установить вышеупомянутый сценический режим «Снег», но он далеко не всегда обеспечивает идеальный результат. Если камера поддерживает ручную настройку баланса белого, можно самостоятельно подобрать цветовую температуру, при которой снег на экране будет белым. Продвинутые аппараты также позволяют устанавливать баланс белого по эталонному образцу. Наилучше для этого подойдет специальная серая карта. Но поскольку у вас ее, скорее всего, нет, то сгодится и простой белый лист бумаги или чистый, незатененный участок снега.Если аппарат поддерживает RAW, подстройку баланса белого и экспозиции без потери качества можно сделать в редакторе уже после съемки, сидя в тепле с чашечкой чая.
Снегопад
Если во время съемки идет снег, и вы хотите чтобы на фотографии были заметны отдельные снежинки – ставьте более высокую чувствительность и короткую выдержку. В камерах без ручного управления для этого подойдет сценический режим «Спорт».
Повышенный шум в данном случае будет сливаться со снегом и помехой не станет. При длинных выдержках падающий снег превратится в полосы, что придаст сюжету динамичности и позволит визуализировать сильный ветер, если на улице неспокойно. А на снимках со сверхдлинными выдержками (до нескольких десятков секунд) снежинок совсем не будет заметно, что также можно обратить себе на пользу, но тут уже не обойтись без штатива.Выдержка 1/160 с и 1/250 с. Вспышкой во время снегопада следует пользоваться с осторожностью. В автоматическом режиме она засветит ближайшие снежинки, и они будут выглядеть на снимках непривлекательными белыми пятнами.
Сюжетная съемка
Зима – время контрастов. Если планируется сюжетная съемка на фоне снега с участием модели, то наилучший способ сделать фотографии более выразительными – акцентировать внимание на каких-то контрастных, ярких деталях. Это могут быть аксессуары, элементы одежды или макияж.
Зимние виды спорта – также отличный повод для динамичной фотосессии. Сходите с друзьями на горку или каток. Там вы сможете сделать кучу забавных снимков, еще и отлично проведете время. Рекомендуем перед этим заранее «почистить» карту памяти и установить режим серийной съемки, чтобы не пропустить удачный кадр.
Пейзаж
Даже самый непримечательный ландшафт может кардинально преобразиться под снежным покровом. Снимать на природе лучше всего в ясную погоду, когда достигается естественный контраст с небом. Как и в другое время года, самые красивые снимки обычно получаются на рассвете и закате, когда горизонт приобретает желтые, оранжевые и красные тона. Но и полуденная синева также далеко не худший вариант.
Серое небо обычно выглядит скучно. В такое время лучше всего фотографировать урбанистические пейзажи с яркими, контрастирующими объектами. Если вы все-таки решили поснимать на природе, сконцентрируйтесь на простых композициях, где ключевой объект будет четко определяться. Это может быть одинокий рыбак на озере, нетронутая следами тропа или просто лед, граничащий с водным потоком.
Особенности съемки в зимнее время Особенности съемки в зимнее время.
Съемка животных
Поснимайте своих домашних любимцев на снегу. Красивая шубка на белом будет выглядеть значительно лучше, чем на фоне домашнего ковра. К тому же некоторым из них пушистый снег приносит не меньше радости, чем вам. Забавное поведение станет отличным сюжетом для фотосессии. Но, конечно же, не стоит забывать, что не всем животным можно находиться на морозе. В отличие от аккумуляторов, замерзший хомячок в тепле не оживает.С дикими обитателями в это время сложнее. «Поохотиться» можно на белок и неперелетных птиц, которые обычно скапливаются в парках и садах, а также на ленивых перелетных пернатых, которые неплохо зимуют на незамерзающих реках и коллекторных водоемах.
Макросъемка
Казалось бы, любителям макросъемки зимой делать нечего. Цветы завяли, жуки и другая мелочь попрятались. Но даже в этом жанре есть где разгуляться. Первое, что можно пофотографировать – конечно же, снежинки. Каждая из них имеет красивый симметричный узор, который никогда не повторяется. Лучшее время для съемки – ясный день сразу после снегопада, пока крошечные кристаллы не успели деформироваться и подтаять. Для того чтобы выделить отдельную снежинку, нужно выбрать такое положение камеры, чтобы она отражала или пропускала солнечный свет. Если с погодой не повезло и небо пасмурное, кристалл можно подсветить любым внешним источником освещения.
Особенности съемки в зимнее время
При макросъемке глубина резкости будет очень маленькой. Чтобы объект съемки был резким, нужно использовать закрытую диафрагму (F8.0-F16.0) и штатив. Также можно добиться высокой резкости, если оптическая плоскость камеры будет строго параллельна плоскости снежинки.
Особенности съемки в зимнее время Особенности съемки в зимнее время
Похожая тактика применима к покрытым инеем и заледенелым объектам. Подойдут сухие растения, листья или ягоды, уцелевшие с осени. А если погода не располагает, можно схитрить и самому что-то заморозить.
Вечерняя съемка
Отдельного внимания заслуживает съемка в вечернее время. Наверняка где-то возле вас есть парк или другое освещенное фонарями место. Свет будет отражаться от заснеженной поверхности, создавая особую, магическую атмосферу. В качестве объекта съемки можно выбрать что угодно – ландшафт, одинокую скамейку, фонарь или редких прохожих на освещенной дорожке. А играясь балансом белого, кардинально менять характер сюжета. Холодные оттенки придадут драматизма, а теплые, наоборот, сделают фото более романтичным и спокойным, но все зависит от видения фотографа.Конечно же, в одной статье нельзя перечислить все аспекты зимней съемки. Если проявить фантазию, то список идей можно расширять до бесконечности, а наша задача – только подтолкнуть на правильный путь.
Экспозиция
Почему снег получается на фотографиях серым? Дело в том, что сенсор камеры уступает нашему зрению по чувствительности и динамическом диапазону – автоматика считает снег слишком ярким и затемняет всю композицию. Это можно исправить компенсацией экспозиции в плюс. Обычно достаточно +0.7 - +1.3 шага, если погода пасмурная и +0.3 - +0.7 – когда солнечно. Если ваша камера не поддерживает экспокоррекцию или вы просто не хотите заморачиваться – ставьте сценический режим «Снег», который подскажет автоматике более подходящие настройки.Иногда нужно, наоборот, сделать акцент на тенях или сверкающих снежинках. В таком случае экспокоррекция делается в обратную сторону – в минус.
Баланс белого
При съемке в солнечный день снег на фото иногда выглядит синеватым. Объяснение этому довольно простое – снежный покров отражает синее безоблачное небо. Наш мозг подстраивает цветовой баланс, поэтому для нас белое остается белым. Автоматика камеры также способна делать цветокоррекцию, но иногда ошибается, так как не знает, что нам нужно – то, что есть в действительности или то, что мы хотели бы видеть.
Баланс белого «Авто» и «Ручной»
Самый простой метод помочь камере настроить правильный баланс цветов – установить вышеупомянутый сценический режим «Снег», но он далеко не всегда обеспечивает идеальный результат. Если камера поддерживает ручную настройку баланса белого, можно самостоятельно подобрать цветовую температуру, при которой снег на экране будет белым. Продвинутые аппараты также позволяют устанавливать баланс белого по эталонному образцу. Наилучше для этого подойдет специальная серая карта. Но поскольку у вас ее, скорее всего, нет, то сгодится и простой белый лист бумаги или чистый, незатененный участок снега.Если аппарат поддерживает RAW, подстройку баланса белого и экспозиции без потери качества можно сделать в редакторе уже после съемки, сидя в тепле с чашечкой чая.
Снегопад
Если во время съемки идет снег, и вы хотите чтобы на фотографии были заметны отдельные снежинки – ставьте более высокую чувствительность и короткую выдержку. В камерах без ручного управления для этого подойдет сценический режим «Спорт».
Повышенный шум в данном случае будет сливаться со снегом и помехой не станет. При длинных выдержках падающий снег превратится в полосы, что придаст сюжету динамичности и позволит визуализировать сильный ветер, если на улице неспокойно. А на снимках со сверхдлинными выдержками (до нескольких десятков секунд) снежинок совсем не будет заметно, что также можно обратить себе на пользу, но тут уже не обойтись без штатива.Выдержка 1/160 с и 1/250 с. Вспышкой во время снегопада следует пользоваться с осторожностью. В автоматическом режиме она засветит ближайшие снежинки, и они будут выглядеть на снимках непривлекательными белыми пятнами.
Сюжетная съемка
Зима – время контрастов. Если планируется сюжетная съемка на фоне снега с участием модели, то наилучший способ сделать фотографии более выразительными – акцентировать внимание на каких-то контрастных, ярких деталях. Это могут быть аксессуары, элементы одежды или макияж.
Зимние виды спорта – также отличный повод для динамичной фотосессии. Сходите с друзьями на горку или каток. Там вы сможете сделать кучу забавных снимков, еще и отлично проведете время. Рекомендуем перед этим заранее «почистить» карту памяти и установить режим серийной съемки, чтобы не пропустить удачный кадр.
Пейзаж
Даже самый непримечательный ландшафт может кардинально преобразиться под снежным покровом. Снимать на природе лучше всего в ясную погоду, когда достигается естественный контраст с небом. Как и в другое время года, самые красивые снимки обычно получаются на рассвете и закате, когда горизонт приобретает желтые, оранжевые и красные тона. Но и полуденная синева также далеко не худший вариант.
Серое небо обычно выглядит скучно. В такое время лучше всего фотографировать урбанистические пейзажи с яркими, контрастирующими объектами. Если вы все-таки решили поснимать на природе, сконцентрируйтесь на простых композициях, где ключевой объект будет четко определяться. Это может быть одинокий рыбак на озере, нетронутая следами тропа или просто лед, граничащий с водным потоком.
Особенности съемки в зимнее время Особенности съемки в зимнее время.
Съемка животных
Поснимайте своих домашних любимцев на снегу. Красивая шубка на белом будет выглядеть значительно лучше, чем на фоне домашнего ковра. К тому же некоторым из них пушистый снег приносит не меньше радости, чем вам. Забавное поведение станет отличным сюжетом для фотосессии. Но, конечно же, не стоит забывать, что не всем животным можно находиться на морозе. В отличие от аккумуляторов, замерзший хомячок в тепле не оживает.С дикими обитателями в это время сложнее. «Поохотиться» можно на белок и неперелетных птиц, которые обычно скапливаются в парках и садах, а также на ленивых перелетных пернатых, которые неплохо зимуют на незамерзающих реках и коллекторных водоемах.
Макросъемка
Казалось бы, любителям макросъемки зимой делать нечего. Цветы завяли, жуки и другая мелочь попрятались. Но даже в этом жанре есть где разгуляться. Первое, что можно пофотографировать – конечно же, снежинки. Каждая из них имеет красивый симметричный узор, который никогда не повторяется. Лучшее время для съемки – ясный день сразу после снегопада, пока крошечные кристаллы не успели деформироваться и подтаять. Для того чтобы выделить отдельную снежинку, нужно выбрать такое положение камеры, чтобы она отражала или пропускала солнечный свет. Если с погодой не повезло и небо пасмурное, кристалл можно подсветить любым внешним источником освещения.
Особенности съемки в зимнее время
При макросъемке глубина резкости будет очень маленькой. Чтобы объект съемки был резким, нужно использовать закрытую диафрагму (F8.0-F16.0) и штатив. Также можно добиться высокой резкости, если оптическая плоскость камеры будет строго параллельна плоскости снежинки.
Особенности съемки в зимнее время Особенности съемки в зимнее время
Похожая тактика применима к покрытым инеем и заледенелым объектам. Подойдут сухие растения, листья или ягоды, уцелевшие с осени. А если погода не располагает, можно схитрить и самому что-то заморозить.
Вечерняя съемка
Отдельного внимания заслуживает съемка в вечернее время. Наверняка где-то возле вас есть парк или другое освещенное фонарями место. Свет будет отражаться от заснеженной поверхности, создавая особую, магическую атмосферу. В качестве объекта съемки можно выбрать что угодно – ландшафт, одинокую скамейку, фонарь или редких прохожих на освещенной дорожке. А играясь балансом белого, кардинально менять характер сюжета. Холодные оттенки придадут драматизма, а теплые, наоборот, сделают фото более романтичным и спокойным, но все зависит от видения фотографа.Конечно же, в одной статье нельзя перечислить все аспекты зимней съемки. Если проявить фантазию, то список идей можно расширять до бесконечности, а наша задача – только подтолкнуть на правильный путь.